Необходимые изменения для эффективной работы №44-ФЗ

По мнению генерального директора НП СРО «Первая гильдия строителей» Станислава Викторовича Мацелевича поправками в закон №44-ФЗ хотят возложить субсидиарную ответственность на СРО за неисполнение или ненадлежащее исполнение госзаказов компаниями – членами СРО.  Девальвация рубля прошлого года, санкции и общая напряженность в экономике привели к ухудшению исполнения контрактов. Стоимость строительных материалов, проценты по кредитам и стоимость иностранной рабочей силы возросли. Отсюда возникли риски невыполнения контрактов. По мнению некоторых экспертов объемы выплат за невыполнение контракта возрастут до 300-400 млрд рублей. Однако совокупный объем всех компенсационных фондов российских СРО составляет около 700 млрд. руб. Подрядчики и банк, выдавший кредит, сейчас несут равноценную ответственность за неисполнение контракта. Банк вправе предъявить требование к подрядчику за невыполнение контракта. Новые поправки в закон предполагают, что в случае недостаточности денежных средств у подрядчика, расплачиваться с банком по гарантии будет саморегулируемая организация своим компенсационным фондом. Выплаты по гарантиям подрядчика могут составлять миллиарды  рублей, а это значит полное опустошение компенсационных фондов всех СРО.

Компенсационные фонды СРО были созданы для компенсации вреда, причиненного недостатками выполненных работ, и выплаты из него были незначительными. В условиях сложной экономической ситуации количество исков и их суммы стали расти.

На вопрос: Что необходимо сделать, чтобы закон заработал? Мацелевич ответил, что необходимо не только нагрузить саморегулируемые организации, но и дать им больше полномочий. Сейчас обеспечение исполнения контракта осуществляется только банковскими гарантиями. СРО не может повлиять на решение по заключению контракта и, соответственно, даже не может знать, за сколько и каких контрактов оно несет ответственность.

На сегодняшний день строительная отрасль регулирует сама себя за свои же деньги. Возврат к государственному регулированию повлечёт создание дополнительного государственного регулирующего органа, и, соответственно вложений. В условиях нынешней экономической и геополитической обстановки правительство перешло в режим экономии и сокращения штата. Сегодня возврат к государственному регулированию строительной отрасли не целесообразен.